Первый модуль третьей ступени обучения
1. Тема: Внутренний Ребенок - Саботажник- Кто он, Саботажный Ребенок? Связь Саботажного Ребенка с Выживающим Я
- Модели Саботажного Ребенка, выявленные в практике ЭОТ:
- Протестная модель – модель упрямства и неподчинения: Мстительная модель. Причины. Особенности терапии
- Протестная модель – модель неподчинения: Властная модель. Причины. Особенности терапии
- Модель Жалости. Причины. Особенности терапии
- Модель беспомощности. Причины. Особенности терапии
- Упражнение на исследование феномена Жалости «Существо, которое хочет, чтобы его пожалели. 3 стратегии»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Общий алгоритм работы с саботажным Ребенком
- Упражнение «Мой Внутренний Саботажник» -исследование собственной саботажной модели
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы с Саботажным Ребенком
2. Тема: Модели Саботажника (продолжение)- Модель обид и обвинений. Особенности терапии
- Модель обесценивания (избегания). Особенности терапии
- Модель терпения (героическая и аскетическая модели). Особенности терапии
- Модель прокрастинации. Причины возникновения. Связь с другими саботажными моделями. Особенности терапии
- Упражнение «Что я терплю и кто во мне терпит»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы с Саботажным Ребенком
3. Тема: Саботажная модель обид и обвинений- Связь данной модели с другими саботажными моделями
- Психологические причины обвинений
- Психологические причины нежелания расставаться с обидами
- Сохранение Обиды – способ поддержания травмы и усиления ее воздействия. Почему так трудно простить
- Особенности терапевтической работы с данной саботажной моделью. Алгоритм
- Упражнение «Моя Обиженная часть – Моя Обвиняющая часть»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы с Саботажным Ребенком
Второй модуль третьей ступени обучения
1. Тема: Психологические модели Спасателя- Спасатель и треугольник Карпмана (внешняя фигура)
- Спасатель (внутренняя структура) и «пирамидальная» структура невротической личности. Формирование Спасательской части личности из Ребенка Травмированного и Ребенка Саботажного
- Общие черты Спасателя, его особенности
- Отличие помощи от «спасательства» - групповая дискуссия
- Героическая модель Спасателя. Причины появления. Особенности терапии
- Модель Жалости-беспомощности. Причины появления, Особенности терапии
- Модель Долга – наложенной Ответственности. Причины появления, Особенности терапии
- Компенсационная модель. Причины появления, Особенности терапии
- Особенности работы со Спасателем в ЭОТ. Алгоритм работы
- Упражнение «Мой внутренний Спасатель». Исследование собственной модели Спасателя
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы со Спасателем
2. Тема: Психологические модели Спасателя (продолжение)- Инвестиционная модель Спасателя. Причины. Особенности терапии
- Модель Правозащитник. Причины. Особенности терапии
- Модель «Спаситель-Покровитель». Причины. Особенности терапии
- Модель Гипертревожности. Причины. Особенности терапии
- Упражнение «Тот во мне, кто ждет Спасателя»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы со Спасателем
3. Тема: Спасатель как сценарий жизни- Упражнение «Сказка, фильм, книга, где герой Спасатель»
- Нахождение общих сценарных паттернов, общих качеств, черт характера, личностных особенностей, свойственных Герою и вашему Я
- Осознание сценарного качества своего Спасателя: мотивы проявления, в каких ситуациях, в каких отношениях актуализируется; что хочу и жду за это получить; что реально получаю. Каким родительским предписаниям следует Спасатель
- Какие нерешенные проблемы Внутреннего Ребенка пытается решить Спасатель
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы со Спасателем
Третий модуль третьей ступени обучения
1. Тема: Рэкетная система – система самоизъятия ресурсов, необходимых для роста и развития личности- Рэкетные чувства – чувства, которые поглощают жизненные ресурсы (жалость, вина, обида, неполноценность, беспомощность и др)
- Рэкетные убеждения – по А. Адлеру ложные установки о себе, жизни, окружении, которые лишают личность возможности развиваться и быть собой подлинным (я никому не нужен; ничего нельзя изменить, я ничего не значу, жизнь – борьба, жизнь тяжела, все люди злые…)
- Рэкетные проявления в поведении:
- все виды зависимостей (игромания, пищевая зависимость, алкоголизм, трудоголизм и др);
- использование психологических защит вместо решения проблемы – игнорирование, отрицание, обесценивание, вытеснение, изолирование и др. – искажение реальности вместо признания реальности;
- саботажные стратегии – прокрастинация, терпение (само решится), борьба, мятеж, обвинение, жаление себя, уход в депрессию (не хочу жить) и др
- «Спасательское» поведение – вкладываю в другого, а не в себя
- Соматические проявления – усталость, отсутствие жизненного тонуса, головные боли, бессонница, хронические заболевания
- Фантазии – вместо реального действия действие в уме, в воображении; представление себя кем-то (как хорошо было бы, если…); придумывание несуществующих друзей, партнеров
- «Торговые марки» - собирание и коллекционирование тех фактов и обстоятельств жизни, которые подтверждают правильность рэкетных убеждений и рэкетного поведения
- Понятие Рэкетной роли
- Упражнение «Моя рэкетная роль»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы с системой рэкета внутри личности
2. Тема: Возвращение собственных Ресурсов для восстановления целостности личности- Понятие ресурса.
- Отличие работы с ресурсами как терапевтического приема в ЭОТ от подходов в других терапевтических школах
- Источник Внутреннего Ресурса – Свободный Внутренний Ребенок, Изначальная Природа, Подлинное Я
- Для чего нужен Внутренний Ресурс
- Образы Внутреннего Ресурса в ЭОТ
- Родительские предписания и отказ (блокировка) от Внутреннего Ресурса
- Отказ от Ресурса – как решение самого Ребенка. Причины, мотивы
- Отказ от Ресурса – как следствие вложенных надежд и ожиданий (инвестиций) в других; надежд и ожиданий поддержки, любви, защиты от других
- Трата Внутреннего Ресурса на удержание интроекта; сохранение тайны; вытеснение травмы; применение стратегий Выживающего Я
- Трата Внутреннего Ресурса на стратегии «спасательства»
- Ресурс уходит к Агрессору в результате насилия или агрессии. Приемы «возвращение зла» агрессору
- Ресурс уходит в прошлое или будущее
- Признаки вернувшегося Внутреннего Ресурса
- Упражнение «Мой Внутренний ресурс согласно Изначальной Природе и мой реальный Внутренний Ресурс»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы с возвращением ресурсов личности
3. Тема: Продуктивный Внутренний Ребенок- Эго-состояние «Взрослый» по Э. Берну. Определение. Характеристики
- Как формируется Взрослый. ЭОТ-подход
- Базовые функции состояния «Я Взрослый»
- Критерии наличия Продуктивного Взрослого
- Проявление Взрослого – жесты, фразы, поведение
- Псевдовзрослые состояния. Кого мы ошибочно принимаем за Взрослого. Особенности терапии
- Блокирование Взрослого. Причины. Особенности терапии
- Приемы и общие рекомендации по работе со Взрослым. Включение Взрослого в терапевтический процесс – когда это целесообразно
- Упражнение «Природный Продуктивный Взрослый и мой Реальный Продуктивный Взрослый»
- Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов.
- Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле»
- Анализ приемов работы с Продуктивным Взрослым