Подавление — это защитный механизм, для того чтобы выживающая адаптивная часть психики могла функционировать.
❗Вспоминаем: эмоциональный заряд травмирующей ситуации всегда сильнее, чем ресурсы человека, а выжить нужно, и поэтому мы вырабатываем защитные механизмы. Один из них — подавление.
При подавлении внутренние ресурсы уходят:
⏹ на сам механизм подавления
⏹ на удержание той части себя, которая подавляется
⏹ на формирование адаптивной стратегии выживания (там несколько стратегий: жертва, протест, спасательство и др.)
Адаптивная часть всегда стремится удовлетворить ту потребность, которая не была удовлетворена.
Подавление возникает:
1️⃣ Когда есть социальные запреты (нормы, правила), чтобы быть нормальным членом социальной структуры придется подавлять некоторые свои чувства и проявления
Те запреты, которые действовали в обществе 100-200 и более лет назад, в основном действуют и сейчас, несмотря на то, что внешняя сторона жизни (быт) сильно изменилась.
В обществе все также порицается проявление сексуальности, гнева, ярких эмоций («Смех без причины — признак дурачины!»), злость, собственную уникальность (чтобы выжить, нужно быть как все).
В терапевтической работе мы из раза в раз сталкиваемся с этими запретами внутри человека.
Основные внутренние энергии, которые подавляются социумом и становятся мышечным панцирем:
➖ Либидо как энергия жизни
➖ Гнев как сила, стремление к достижению, деланию и отстаиванию границ
➖ Тревога как защитный механизм («Бояться нельзя, нужно быть смелым, терпеть, делать!»)
2️⃣ Личные запреты на проявление чувств
Личные запреты формируются в семье, когда ребенок вынужден подстраиваться под правила семьи чтобы выжить и получить любовь, одобрение и принятие родителей.
Именно в семье формируется способ обращения с собственными чувствами и эмоциями.
⚪ Например, в семье не принято проявлять гнев, и ребенок вынужден подавлять свой гнев, чтобы соответствовать правилам и быть принятым.
Здесь обычно подавляются:
➖ Свои стремления: развиваться, двигаться, познавать, общаться, контактировать, пробовать, задавать вопросы, сексуальность как стремление познавать.
➖ Свои потребности: в любви, телесном контакте, в еде, в комфорте, в принятии, в самовыражении и т.д.
➖ Свои желания, способность хотеть, которая исходит из детской части: хочу потрогать, познать, поехать в путешествие и т.д.
➖ Не прожитые чувства, в первую очередь неотреагированный гнев, боль (слезы), страх.