⭕ Модели возникновения:
⚪ Родители не принимают ребенка таким какой он есть, не видят его талантов и способностей, критикуют и сравнивают с другими, таким образом, транслируя ему, что любовь надо заслужить, надо быть хорошим, больше стараться, быть похожим на кото-то другого (здесь же «замещающий ребенок» и «синдром близнеца»).
⚪ Оба родителя или один из родителей не хотел ребенка и подсознательно транслирует ему: «Я тебя не хотел, но раз уж ты родился, докажи, что ты имеешь право жить тут, будь таким, каким я скажу».
⚪ «Не будь своего пола». Обычно это предписание получают дети, которые родились не того пола, которого ожидали родители. Родители одевают детей, выбирают им цветовую гамму пеленок, распашонок, кофточек не своего пола. Или дают универсальные имена.
⚪ «Не живи для себя, живи для меня». Контекст предписания - родители все сделали для тебя, теперь возвращай долги, осуществляй их планы и мечты или: «У нас династия врачей, ты тоже должен быть врачом!»
⚪ Негативный образ значимого взрослого. «Я никогда не буду такой, как …моя мама (отец, бабушка)». Все усилия тратятся на того, чтобы не стать самой собой, и тогда получается негатив с фото родителя, а не личность ребенка.
➕ Что говорят родители:
— почему твой друг/подруга умеет это делать, а ты нет?!;
— делай, как я;
— вообще-то мы с мамой ждали мальчика, а родилась ты
— посмотри на меня, перед тобой живой пример (будь как я);
— когда ты начнешь учиться так же хорошо, как…;
— а вот я в твоем возрасте…;
— если бы ты был(а) девочкой (мальчиком), у меня было бы меньше проблем.
⚫ Как еще передается:
— Вербально и невербально. Подавляются, игнорируются и обесцениваются врожденные особенности ребенка, прививаются чужеродные.
— Сравнение с другими детьми
— Сравнение с собой в детстве
— Восхищение чужими качествами
— Критика и наказания