⚪ Обесценивание личности ребенка, снижение его значимости.
⚪ Равнодушный, обесценивающий, критикующий родитель: ты для меня не важен, обесценивающая оценка ребенка, безразличие по отношению к ребенку.
⚪ Любовь и поддержка ребенка только когда он отказывается от лидерства («ну и что, что ты не первый, ну и что, что проиграл, зато мы тебя любим!», «ой, за зачем тебе все это надо? зачем тебе все эти олимпиады? и так хорошо!»)
⚪ Страх зависти со стороны других людей.
➕ Что говорят родители:
— Не мешай! — Тебя никто не спрашивал — Детям слово не давали — Скромнее надо быть! — Как тебе не стыдно такое говорить (так себя вести)?! — Лучше синица в руке, чем журавль в небе — Ты из себя еще пока ничего не представляешь — Ты не заслуживаешь столько внимания — Скромность украшает — Я — последняя буква алфавита — Ишь ты, какой умный нашелся… — Да так любой дурак сможет — Помолчи! Не до тебя!
☔ Какие решения при этом принимает ребенок:
— Я не имею права на свои желания — Я сам неважен – руки опускаются — Я не имею права быть лучшим — Я не заслуживаю похвалы — Я докажу, что значим – сверхдостижения, сверхспособности (контрзависимость)
⛈ К чему это может привести во взрослой жизни:
— проблемы с проявлением себя — проблемы с целеполаганием — невозможность успешности — обесценивание себя — страх играть ведущую роль, быть заметным — не могут принимать похвалу
☘️ Образы: иглы, стрелы, прикованный цепями ребенок (к столбу, дереву), обездвиженное тело, клетка (или ребенок в клетке).
✅ Разрешения: «я разрешаю тебе раскрыть весь свой потенциал полностью», «папа/мама, это твои чувства, ты имеешь право на них, но это не означает, что я должен (должна) отказываться от себя, даже если ты боишься».
⭐ Терапевтические приемы: признание успехов родителей, разрешение себе иметь свои желания, достигать своих успехов.
Успехов в практике и благодарных клиентов!
Базовый курс ЭОТ
Освойте современный метод психотерапии под руководством сертифицированного преподавателя