⭕ Модели возникновения:
⚪ На невербальном уровне родители игнорируют чувства ребенка, не обращают на них внимания, обесценивают.
⚪ В итоге у ребенка формируется убеждение, что проявлять чувства нельзя, так как это плохо и небезопасно. Он начинает их всячески подавлять и игнорировать.
⚪ Еще вариант: ребенку приходилось очень хорошо понимать настроение родителей, от которого зависела атмосфера в семье, но при этом они не в контакте со своими эмоциями. Ведь другой для них важнее.
⚪ Посттравматическая заморозка чувств.
➕ Что говорят родители:
— Мальчики не плачут!
— Девочки не злятся, это некрасиво!
— Ты ведешь себя некрасиво, успокойся, мне стыдно за тебя, что скажут люди
— Мама лучше тебя знает
— Ты устал (замёрз, хочешь есть, спать, гулять…)
— Смех без причины — признак дурачины
— Ничего не больно — не реви!
— Не придумывай: в этом нет ничего страшного!
— Что за телячьи нежности?!
— Что значит, не хочешь есть? Ешь!
— Что значит, тебе каша не нравится? Она вкусная!
— Нет, это не обидно
— Не так больно, как ты ревешь!
☔ Какие решения при этом принимает ребенок:
— Важны чувства мамы, от своих нужно отказаться (угодить)
— Я должен чувствовать то, что чувствует мама/папа (помочь, спасти, спастись)
— Мои чувства врут, верить себе нельзя
— Я ничего не буду чувствовать
— От чувств нужно избавиться, от них одни проблемы
— Я должен жить ради маминых (папиных) чувств