⚙️ Модели возникновения:
Правила и традиции семьи: быть успешным = не принадлежать семье, выделяться опасно
Собственные проблемы родителей: комплекс неполноценности, собственная нереализованность
Родитель обесценивает и осуждает успехи ребёнка или воспринимает их как должное («Могла бы и лучше», «Ничего особенного!», «Это у тебя папины мозги»)
Как следствие воспитательных рассказов в стиле: «У нас с мамой не было возможности получить высшее образование, мы живем для тебя и теперь все силы тратим на то, чтобы ты смогла его получить»
Если в роду было раскулачивание, то страх успеха и богатства будет передаваться из поколение в поколение
Быть успешным = не принадлежать семье, выделяться опасно, «Наши — не наши» («мы не такие», «мы — середнячки», «у нас в роду таких нет»)
👫 Как передается:
— Невербальное игнорирование успехов ребенка и поощрение его провалов: «ну куда тебе», «лучше даже не пробовать»
— «У тебя не получится», постановка нереалистичных целей и завышенные ожидания от ребенка с неизбежным провалом («почему четверка?»)
🔈 Что говорят родители:
* У тебя не получится, давай я сделаю за тебя
* Руки-крюки, не из того места растут
* У меня в твоем возрасте такого не было
* Я не могла себе позволить хорошо одеваться, так пусть хотя бы моя дочь выглядит красиво
* Высоко взлетаешь – больно падать
* Лучше меньше, но стабильнее
* Скромнее надо быть, а то люди позавидуют
* Большие деньги – большие беды
🧒 Что при этом слышит ребенок:
* Опасно быть другим, выделяться
* Нельзя быть лучше родных
* Если я успешен, я — предатель
* Если мама несчастна, то я тоже должен быть несчастным, чтобы не обидеть ее своим счастьем
* Нельзя превосходить родителя: демонстрировать свои способности, добиваться, иметь больше, выигрывать
* Нельзя проявлять свой потенциал, быть собой
* Своим превосходством я могу продемонстрировать родителям их ущербность, причинить боль
* Если я успешен, я не нужен
* Успех, богатство, счастливая жизнь — это НЕ про меня