«Иногда при работе с клиентами я сталкиваюсь с моими собственными неприятными чувствами. Как мне защитить себя в эти моменты, чтобы не навредить себе и клиенту?»
Терапевт — такой же живой человек со своими особенностями.
И в процессе работы с клиентом вы можете столкнуться с тем, что:
1️⃣ Вы ощущаете, что вас эмоционально «зацепило» то, что происходит в работе, какие-то слова клиента или его история, у вас поднимаются свои чувства.
Например, раздражение или гнев
2️⃣ Клиент сопротивляется работе, вы это чувствуете как некое собственное сопротивление и не можете его пройти.
Такое чувство, как будто вы вдвоем с клиентом сели в яму и не можете сдвинуться с места
3️⃣ Вы испытываете «ощущение тупика»: клиент что-то говорит, а у вас в голове тупик — вроде все знаю-понимаю, а ничего сделать не могу.
⭐ Чтобы не переносить это все на клиента, прямо во время работы можно использовать простой и очень действенный прием из психоанализа.
Вы отстраняетесь от клиента, как будто уходите на мгновение вглубь себя, и задаете себе вопрос:
«А где я так же себя веду?», «А где у меня есть то же самое? (сопротивление, гнев, саботаж и т.д.)»
Будут всплывать ситуации из вашей жизни.
Посмотрите на них, признайте, что да, у меня это тоже есть.
Мысленно отложите это «на полочку» = хорошо, я с этим потом поработаю.
И возвращайтесь к работе.
Это занимает буквально несколько секунд, клиент этого даже не заметит, но практика показывает, что это дает очень сильный эффект.
Ваша мысль сразу же идет по-другому, появляются новые идеи, новые гипотезы, вы тут же начинаете работать совершенно на другом уровне, в другом потоке.
И волшебным образом сопротивление клиента уходит.